Механизмы звукопродукции при горловом пении

Введение: биоакустика горлового пения является малоизученной областью, требующей
междисциплинарного подхода. На основании обширного изучения многих материалов и
мастер-классов с певцами горлового пения мы пришли к выводу, что все имеющееся разно-
образие стилей горлового пения базируется на двух типах фонации (каргыраа и хоомей) и
двух типах обертонирования в сочетании с приемами «постфильтрации» и модуляции «гото-
вого» звукового сигнала.
Цель исследования: изучить механизмы продукции звука при горловом пении.
Материалы и методы: использован видеоларингоскопический метод визуализации гортани
исполнителя горлового пения и анализ акустического спектра аудиообразцов.
Результаты исследования: видеоларингоскопия показала, что при фонации в позиции кар-
гыраа и хоомей происходит сокращение стенок глотки и резкое сужение входа в гортань с
сохранением возможности обертонировать в нижнем регистре и невозможностью оберто-
нирования в верхнем регистре. Спектральный анализ обнаружил усиление высоких формант
с выделением отдельных обертонов на 3 октавы выше основного тона в образце хоомей и
аналогичную картину, но с появлением субтона на октаву ниже основного тона со своими гар-
мониками и выделением отдельных обертонов на 2 октавы выше основного тона в образце
каргыраа. В стиле сыгыт за счет положения языка усилен контраст между бурдоном и оберто-
ном, а в стиле чыландык формируются диссонансные секундные и полусекундные созвучия.
Выводы: в основе продукции звука при горловом пении лежит резко выраженное сужение
входа в гортань с участием вестибулярных складок в позиции фонации каргыраа, а в основе
продукции обертонов вне зависимости от позиции фонации лежит образование резонатор-
ных камер внутри гортани и в гортаноглотке. Без участия в колебательном процессе вестибу-
лярных складок использование возможностей внутригортанного резонатора в полном объ-
еме невозможно. Использование надгортанной резонаторной камеры при фонации в стиле
каргыраа ограничено резонансным выделением диссонирующих секундных и полусекундных
созвучий.